122
МАТРИЦА ИНТЕРКОРРЕЛЯЦИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ВЕЛИЧИНЫ ДИАПАЗОНА
ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ И ПАРАМЕТРОВ
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Примечение. Значения коэффициентов умножены на 100; *
–– тенденция значений связи, ** ––
P < 0,5; *** –– Р < 0,01.
123
В соответствии с
приведенными выше результатами параметры эмоциональности, различающиеся по
модальности или длительности (как в случае оценок гнева), зачастую
демонстрируют противоположные по направлению линейные связи с величиной
диапазона эквивалентности. Это обстоятельство, видимо, можно рассматривать как
одну из существенных предпосылок наличия криволинейных соотношений тогда, когда
с «аналитичностью-синтетичностью» сопоставляются обобщенные, комплексные
(объединяющие разнородные характеристики) эмоциональные особенности. Очевидно,
таковою является эмоциональная возбудимость, изучаемая в лаборатории В. С. Mop-липа (см. выше). Отдельные аналогичные результаты
получены и в настоящей работе. Из анализа эмпирических линий регрессий следует,
например, что с величиной диапазона эквивалентности v-образно связаны показатель «общей эмоциональности» по
трехмодальному эмоциональному опроснику (равный сумме оценок радости, гнева и
страха) и «рефлексивная оценка гнева». Последняя, в силу особенностей
опросника, очевидно, в равной степени отражает и долговременный и
кратковременный компоненты «гневливости», которые разнонаправленно связаны с
показателями теста «свободной сортировки».
Перейдем теперь к
обсуждению вышеописанных доминирующих тенденций в связях эмоциональных и
когнитивных показателей. Первая из них согласуется с уже упомянутыми
-литературными данными, свидетельствующими о синергических связях
«аналитичности» преимущественно с параметрами отрицательной эмоциональности
(тревожностью, угнетенностью).
Каковы возможные
психологические механизмы этих связей? Вероятными представляются два механизма,
связанные с двусторонним взаимовлиянием эмоциональных и когнитивных
особенностей. Прежде всего можно предположить, что отрицательные эмоциогенные
объекты (обстоятельства жизни, например) провоцируют субъекта к более
детальному анализу ситуации в целом, в целях эффективного к ней приспособления.
Так, например, обнаруженная в экспериментах [23], [26] большая детальность,
дифференцированность оценок непривлекательных людей, по сравнению с
привлекательными, объясняется авторами стремлением избежать конфликтов в
общении при помощи тщательного «изучения» людей, с которыми такие конфликты
более вероятны. Следуя этой логике, относительно большой удельный вес
неприятностей и неуспехов в жизни способствует усилению «аналитической»
направленности, так как чаще требуются операции анализа. В исследованиях
Аткинсона (цит. по [9]) показано, что тревожные люди характеризуются
преобладанием мотивации избежания неудач, ошибок. Тенденция «перестраховки»,
очевидно, предполагает тщательный «отбор» как конкретных целей и задач, так и
соответствующих (гарантирующих от ошибок) форм и способов деятельности. Все это
требует операций дифференциации, выявления специфики, т. е. анализа.
Противоположная мотивационная тенденция — достижения успеха — такого «отбора»
не предполагает, в этом случае множества выбираемых задач и предпринимаемых
действий могут быть весьма широкими и, следовательно, имеют место условия,
способствующие «синтетической» направленности.
Переходя к рассмотрению
механизма обратного влияния когнитивно-стилевых характеристик на эмоциональные,
заметим, что здесь отправным для нас является предположение о том, что в жизни
нормального человека положительные «подкрепления», реальные достижения и
успехи, встречаются с большей частотой, чем отрицательные — «неудачи», если
иметь в виду главным образом первичные, элементарные мотивы и ценности (И. М.
Палей, неопубликованные материалы). В психологической литературе можно найти
косвенные подтверждения данного предположения. Так, большую обобщенность и,
соответственно, меньшую информативность положительных эмоций по сравнению с
отрицательными [1] можно рассматривать как следствия неодинаковой эмоциональной
адаптации к «отрицательным» и «положительным» событиям, в силу большей частоты последних.
Сюда же следует отнести данные о том, что уровень удовлетворенности первичных
мотивов (связанных, например, с состоянием здоровья, общим положением в семье,
материальным благополучием и т. п.) коррелирует (отрицательно) лишь с частотой
и силой отрицательных эмоций, положительные эмоции даже при высоком уровне
удовлетворения этих мотивов обычно не возникают [14], [30]. Боухер и Осгуд [13]
указывают на проверенную в многочисленных экспериментах универсальную тенденцию
чаще использовать слова, выражающие позитивные оценки, чем негативные (принцип
«поллианны»). Есть данные [12], что соотношение этих оценок соответствует
правилу «золотого сечения» (соответственно, 62 и 38%).
Из подтверждаемого этими
данными принятого нами «статистического» предположения следует, что чрезмерная
аналитическая направленность должна, очевидно, затруднить адекватное отражение
того соотношения «наград» и «наказаний», которое существует в «генеральной
совокупности» событий реальной жизни. В процессе «моделирования вероятного будущего»
[11] для «аналитика» в прогнозируемом событии на первый план должна выступать
его специфика, отличие от ранее пережитых аналогичных событий. А так как в
прошлом опыте преобладали «успехи», то
124
прогноз «аналитика» будет менее
благоприятным, чем при «синтетической» направленности ума3.
Перейдем к обсуждению
второй из обнаруженных тенденций — сочетания «синтетичности» с повышенной
«гневливостью». Данные об этой тенденции, учитывая ее силу, являются в немалой
мере новыми, даже неожиданными (поскольку, в некотором смысле, противоречат
рассмотренной выше связи «аналитичности» с отрицательной эмоциональностью), и
требуют подробного анализа.
Отличительным признаком
гнева является высокая степень активности субъекта в реакциях на отрицательный
объект. Каково психологическое содержание этой активности, непосредственно
связанное с субъективными переживаниями?
Ж. П. Сартр [27]
считает, что своеобразие различных эмоций связано с характером «магического
преобразования действительности», составляющего их психологическую сущность.
Эмпирическую основу предлагаемой им интерпретации гнева составляют, в
частности, эксперименты Т. Дембо (цит. по [27]), в которых было показано, что
при решении задач повторяющиеся после первоначального успеха неудачи вызывали у
испытуемых яркие реакции гнева, направленного, в частности, на
экспериментатора. Вслед за Дембо Сартр видит здесь неосознанное стремление к,
«субъективному психологическому благополучию», приводящее к искажению
реальности (т. е. «магическому ее преобразованию»). Субъективной причиной
неудачи как бы становится не сам человек (его недостатки, слабости и т. п.), а
«плохой» экспериментатор, неблагоприятные обстоятельства, в целом «враждебный
мир». В результате появляется возможность не разочароваться в себе, сохранить
самооценку и т. п.
Многочисленные
исследования фрустрации показали ее связь с возникновением агрессивного
поведения, причем последнее сопровождается некоторым катарктиче-ским эффектом
(см., например, [3]).
Учитывая эти положения,
можно думать, что люди, склонные к длительным и усиленным реакциям гнева,
отличаются выраженностью именно неадекватных, компенсаторных реакций. Но
большая выраженность защитных механизмов характерна для «синтетиков» [22].
Отсюда установленное в работе реципрокное соотношение «гневливости» и
«аналитичности». Замещение (недостижимых целей, объектов на другие, достижимые)
и компенсации (за счет подмены одних причин неудач другими и т. п,) есть
установление отношений эквивалентности. Это соответствует направленности на
недифференцированное, подчеркивающее общности и сходства отражение реальности,
характерное для «синтетиков». И наоборот, «аналитическая направленность», т. е.
ориентация на специфическое, уникальное в объекте, будь то предмет, оценка,
жизненная ситуация, цель или способ действия, очевидно, должна препятствовать
замещению и компенсации как своеобразному установлению отношений
взаимозаменяемости и эквивалентности.
В эмоциональности вообще
и в любой из ее модальностных характеристик в частности можно выделить два
компонента, по-видимому в некоторой степени независимых друг от друга. Один из
них связан с эмоциональной чувствительностью, другой — с силой, глубиной и
длительностью соответствующих эмоций. Условно данные компоненты можно
ассоциировать с «афферентным» и «эфферентным» звеньями эмоционального процесса.
Первый из компонентов, очевидно, касается условий возникновения эмоции и
характеризует индивидуальные особенности в восприятии и первичной оценке
эмоциогенной информации. Второй связан с параметрами непосредственно самой
эмоциональной реакции в ответ на полученную информацию. Причем несомненно, что
такая реакция осуществляется не только на уровне внешних проявлений, но и на
уровне внутренней психической деятельности. Содержание этой деятельности
различно для эмоций разных модальностей, и эти различия, прежде всего, касаются
особенностей преобразования субъектом воспринятой информации (по Сартру —
«магического преобразования действительности»), т.е. соотношения «афферентного»
и «эфферентного» компонентов эмоции. Можно выделить два противоположных
варианта такого преобразования, различающихся по степени включенности
информации о действительном эмоциогенном объекте (являющемся причиной эмоционального
конфликта) в структуру непосредственного эмоционального ответа. Эти варианты —
«минимизация» или «максимизация» информации об эмоциогенном объекте. В первом
случае объект, по существу, игнорируется — лишается специфических признаков,
просто не замечается, заменяется мнимым и т. п. Во втором, наоборот, характерны
чрезмерная концентрация внимания на объекте, акцентирование его специфики,
«микроскопическое исследование» объекта. Важно, что в обоих случаях имеет место
искажение объективной реальности. Первый вариант искажения,
125
видимо, типичен для модальности гнева,
второй — для модальностей дистресса и страха.
Аргументы в пользу
высказанных предположений можно найти, например, в концепции Шлосберга (цит. по
[9]). Согласно этой концепции, одной из трех основных координат, при помощи
которых можно описать мимические выражения разных эмоций (а по существу, сами эмоции),
является координата «внимание — невнимание». «Внимание» описывается как
максимальная установка и готовность к приему раздражений; на этом полюсе
располагаются, в частности, эмоции страха, страдания. Противоположный полюс —
«невнимание» — означает «закрытие путей» для поступления раздражений. Это
характерно для презрения, отвращения, гнева.
Можно думать, что
полученные в нашей работе отрицательные корреляции между оценками дистресса и
гнева отражают противоположность этих эмоций по координате «максимизация —
минимизация» эмоциогенной информации, а точнее — индивидуально-типические
корреляты данной противоположности. Следствием этой противоположности является
и разнонаправленность связей величины «диапазона эквивалентности» с оценками
гнева, с одной стороны, и оценками дистресса и страха, с другой. Ведь
вышеописанная эмоциональная координата содержательно родственна исследуемой
когнитивно-стилевой особенности. Выраженную «синтетичность» можно рассматривать
как тенденцию «минимизировать» информацию от объекта за счет абстрагирования от
его специфических признаков. «Аналитичность», отражающая повышенное внимание к
специфике каждого объекта, подчеркивание его уникальности, соответствует
тенденции «максимизации» информации.
Таким образом, исходя из
приведенных рассуждений, вышеописанные механизмы двух тенденций в связях
эмоционально-модальностных особенностей с когнитивным стилем можно
рассматривать как частные проявления единой обобщенной закономерности,
описывающей на дифференциально-психологическом уровне относительное сходство
этих характеристик в отношении субъективного преобразования информации об
объектах.
Нами остались не
рассмотренными положительные корреляции «кратковременных» оценок гнева с
показателями величины «диапазона эквивалентности». Эти результаты указывают на
существенные отличия кратковременных реакций гнева от устойчивых и длительных
реакций, поскольку индивидуальные оценки последних реципрокно связаны с
величиной «диапазона эквивалентности». Кажется вероятным, что эти отличия также
касаются соотношений «афферентного» и «эфферентного» компонентов гнева.
Тенденция «минимизации» в кратковременных реакциях быстро преодолевается,
соответствующие искажения реального эмоциогенного объекта устраняются4.
Аналитическая направленность, безусловно, должна способствовать этому
преодолению в силу характерного для нее повышенного внимания к объекту, его
специфике и уникальности.
|